Строящийся Храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в городе Белорецке - Звон его колокола был слышен на много вёрст.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Конструктор сайтов православных приходов

Звон его колокола был слышен на много вёрст.

В 1792 году в Белорецком заводе была построена церковь, носившая имя Николая Чудотворца. Об этом гласит “ревизская сказка” за 1834 год. В этом же документе упоминаются и три священника, служившие в церкви: Михаил Ефимович Троицкий, Василий Тимофеевич и Василий Яковлевич (фамилии неизвестны).Церковь Николая Чудотворца была деревянной.

К середине XIX в. деревянная церковь Николая Чудотворца пришла в ветхость, к тому же она уже не могла вмещать всех верующих.
По данным Р.А. Алферова идея постpойки нового хpама который в последствие стал называться Свято Троицким, принадлежала Председателю Веpхнеуpальского уездного по крестьянским делам присутствия Вениамину Григорьевичу Шишкину. Скорее всего, первый камень в основание храма закладывал именно Вениамин Григорьевич.
Церковь была построена в 1883 году на Старо-Базарной площади. В архитектурном плане она являла собой русский классицизм.
Главный колокол весил 157 пудов. Его голос можно было слышать за 10-15 км от поселка.

2 марта 1929 года Белорецкий горсовет принял решение церковь закрыть. Вот что сообщала тогда газета “Белорецкий рабочий”: “2 марта на пленуме Горсовета по требованию депутатов был включен в повестку вопрос о закрытии церкви. Президиуму Горсовета тов. Кожевников преподнес подарок - 8693 голоса за закрытие церкви. Таким образом, свыше 80 процентов избирателей города Белорецка голосовало за закрытие церкви. Депутаты бурно аплодировали выступающим за закрытие церкви”.
8 марта 1929 года решение Горсовета было выполнено.

Около храма в тот день собралось огромное количество людей, бурно протестующих против закрытия церкви. Это полностью опровергало сообщение, будто бы большинство белоречан одобрительно отнеслось к инициативе депутатов. “Подарок” тов. Кожевникова - всего лишь стремление властей подвести под разрушение храма некую “демократическую” основу. Понятно ведь, что люди просто боялись не поставить свои подписи под обращением к горсовету о закрытии церкви, иначе их могли лишить гражданских прав со всеми вытекающими последствиями.

Вот, о чем свидетельствуют очевидцы разрушения храма: “Восьмого марта закрыли церковь. В эти же дни началось ее уничтожение. Верующие собрались для протеста, бросали камни в охраняющих церковь милиционеров и дружинников. Немало было стычек и скандалов... А когда церковь через несколько лет сломали, кирпич использовали на постройку столовой и 48-ми квартирного дома. Между прочим, нелегко доставалась разборка церковного кирпича, особенно из алтарной части...”. (Старожил Белорецка М.Л. Зимина).
“На площади около церкви собралось тогда очень много людей. Приехали рабочие с завода, чтобы снять кресты. Когда человек добрался до креста и стал рубить его, в народе буквально рев и визг раздался, а некоторые пожилые женщины падали в обморок... Помнится, даже драка возникла между ломовскими мужиками и милицией... Я не знаю, когда окончательно разрушили церковь: в 30-м уходил в армию - церковь была, а в 32-м вернулся - ее уже не было.” (Старожил Белорецка К.В. Валавин).

А вот воспоминание Анны Николаевны Копьевой, бывшей певчей разрушенного храма: “Помню, как мы, детвора со всего Белорецка, сбегались к церкви, когда там шло венчание. Кто побогаче - заказывали церковный хор, зажигалось множество свечей. Кто победнее - у тех все было, конечно, скромно... Помню я, как и разрушали церковь. Людей, которые противились этому (в основном это были ломовские мужики), сажали в машины и куда-то увозили... Еще помню, что около церкви был садик, где хоронили церковнослужителей. Все это было разрушено. Когда ломали церковь, мимо нее было страшно проходить: чудилось, что из-под земли плач раздается.”
Итак, в марте 1929 года Свято-Троицкий храм был закрыт, колокола сброшены, а кресты спилены. В начале тридцатых годов церковь была полностью разрушена.

Последним настоятелем Свято-Троицкого храма во время гонения на Церковь был о. Вячеслав Георгиевич Евфорицкий (перед этим он служил в Тирляне). Его жена Лидия Владимировна Покровская-Евфорицкая работала учительницей.
Сведений об о. Вячеславе у нас, к сожалению, мало. Известно, что 8 апреля 1930 года он был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. Скорее всего, он был освобожден досрочно: в 1938 году батюшка умер в Белорецке и был похоронен на кладбище, что находится в Заматинском районе.
Старожилы вспоминают, как проходили похороны: люди (в основном ломовцы) прятали под пальто и телогрейками иконы и шли за гробом, едва слышно напевая: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...”. Подобная скрытность была просто необходима, иначе власти могли расценить похоронное шествие как пропаганду религии, и последствия этого были бы весьма печальны для всех, кто пошел проводить о. Вячеслава в последний путь.

После разрушения Свято-Троицкого храма православные города стали собираться на богослужения в небольшом молитвенном доме, который находился на ул. Шишкинской (примерно там, где сейчас гаражи школы № 1). В молитвенном доме первое время (до своего ареста) служил о. Николай Кочергин.
В 1934 году в Белорецке служил также священник Алексей Малашкин (он был благочинным 19-го Белорецкого округа).
В сороковых годах, как вспоминают старожилы, служили два священника: Иоанн Святченко и Андрей Покровский.
Примерно во второй половине сороковых годов, когда власти, наконец, повернулись лицом к православию, в Белорецке на улице Первое Мраткино была построена небольшая деревянная церковь, которая стала носить Имя Святой Троицы. В 1981 году она сгорела (официальная версия - неисправность в электропроводке).
В течение почти сорока лет в этой маленькой церквушке служило множество священников, но хотелось бы сказать о последнем ее настоятеле - протоиерее Михаиле Ките.
Когда весной 1981 года церковь сгорела, на приходском собрании было принято решение о строительстве новой, и отец Михаил сумел так сплотить прихожан, так мудро и четко организовать работу, что буквально через три месяца на месте пожарища появился каменный храм. Уже исторической для нашего города стала фраза бывшего в то время первого секретаря горкома КПСС В.К. Сурина, которую  он произнес, распекая на собрании партхозактива какого-то нерадивого строительного начальника: “Поучитесь строить у попа!”
Сразу же, как только храм был построен (он стал, как и прежняя церковь, носить Имя Святой Троицы), отец Михаил был переведен в другую епархию.
Сегодня эта маленькая церквушка не вмещает всех верующих, особенно в праздничные дни, поэтому возникла необходимость строительства нового, большого храма.

Член Союза журналистов России - Игорь Калугин.



Назад к списку